Справочник по недвижимости:

Регистрация собственности



Процедура, в результате которой государственный орган уведомляется об изменении, появлении или прекращении у граждан права на объекты недвижимости называется регистрация собственности и регламентируется ФЗ №122-ФЗ от 21.07.1997 г. (далее ФЗ). Теоретически, принципы регистрации, перечень документов и сроки предусмотрены ФЗ. На практике ситуация постоянно меняется, а срок регистрации может отличаться от предусмотренного законом на 5-30 дней, в зависимости от района Санкт-Петербурга.

Для того чтобы свести к минимуму вероятность отказа или приостановки регистрации Росреестром – Управлением Федеральной регистрационной службы (далее УФРС), необходимо исключить ошибки при подготовке пакета документов и заполнении бланков. Подача документов и регистрация права собственности на недвижимость, в соответствии с ФЗ, происходит по месту нахождения собственности и состоит из нескольких этапов:

  • подача документов госрегистратору;
  • регистрация пакета документов и выдача расписки заявителю;
  • проведение правовой экспертизы документов;
  • регистрация недвижимости или вещных прав;
  • внесение записи в Госреестр;
  • выдача удостоверения о регистрации.

При проведении правовой экспертизы осуществляется проверка законности заключения договора (сделки) и устанавливаются наличие/отсутствие противоречий между теми данными, которые заявлены, и теми, которые уже зарегистрированы. При отсутствии противоречий и правильной подготовке пакета документов вероятность вынесения решения об отказе или приостановке государственной регистрации прав собственности сведена к минимуму. Поэтому успешное прохождение процедуры – это правильная подготовка документов и соблюдение порядка регистрации в соответствии с ФЗ.

Документы, необходимые для регистрации права собственности

Перечень документов на регистрацию права собственности указан в ФЗ и зависит от вида правоустанавливающих документов, которые подтверждают право собственности:

  • договор (мена, купля-продажа, дарение);
  • решение суда;
  • свидетельство (о наследстве);
  • постановление органа власти;
  • прочие.

Право собственности на наследство возникает с момента фактического принятия, на решение суда – после вступления в законную силу, по договорам – с момента регистрации прав на недвижимость в Госреестре. Пакет документов для подачи в УФРС зависит от вида правоустанавливающего документа:

  1. К договорам необходимо приложить кадастровый паспорт, постановление РОНО (для регистрации прав несовершеннолетних собственников) и согласие супруга.
  2. Решение суда подается в двух экземплярах и только после вступления документа в законную силу. К решению необходимо приложить кадастровый паспорт.
  3. Свидетельство о наследстве подается с кадастровым паспортом и нотариально заверенной копией.
  4. Для регистрации прав дольщика необходимо предоставить договор с застройщиком (долевого участия), платежные документы (оплата долевого взноса), акт приема-передачи, кадастровый план. Кроме того, УФРС может потребовать нотариально заверенные документы (копии): свидетельства о регистрации брака, согласие супруга, согласие органа опеки, свидетельства о рождении детей.

Для регистрации права собственности на квартиру по договору между двумя физлицами необходимо предоставить правоустанавливающий документ, паспорт, платежный документ, кадастровый и технический паспорт, свидетельство продавца, справки (Ф-7, Ф-9), согласия супруга, органа опеки.

Свидетельство о регистрации права собственности

Юридическим актом, подтверждающим возникновение прав, является свидетельство о регистрации права собственности – документ, который выдает отдел УФРС по месту нахождения объекта недвижимости.

Свидетельство не относится к правоустанавливающим документам и содержит сведения ЕГРП:

  • основания регистрации права (договор, свидетельство, прочее);
  • вид права (аренда, собственность, прочее);
  • дату выдачи;
  • информацию об органе, выдавшем свидетельство;
  • ограничения (обременения) прав;
  • данные о собственнике;
  • данные об объекте (местонахождение, прочее).

При получении документа обязательно проверить комплект документов и текст на наличие технических ошибок. При обнаружении ошибки обязательно сообщить инспектору о несоответствии сведений, заполнить форму заявления об исправлении ошибки в сведениях и подать документы в УФРС. Технические ошибки устраняются УФРС без дополнительной оплаты.

Госпошлина за регистрацию права собственности

Оплата госпошлины за регистрацию права собственности регламентируется Налоговым кодексом и ФЗ №374-ФЗ от 27.12.2009 г. В зависимости от вида регистрационного действия и субъекта права, размер пошлины может отличаться. Для регистрации права по договору вносится 2 записи: о госрегистрации договора, переходе права собственности. За каждое действие необходимо оплатить госпошлину. В зависимости от субъекта права, госпошлина за регистрацию составит:

  • для физических лиц – 1 000 руб;
  • для юридических – 15 000 руб.

Госпошлина за переход прав собственности оплачивается покупателем, а при заключении договора несколькими покупателями – всеми обладателями права собственности в равных частях. Если среди покупателей присутствуют лица, освобожденные от оплаты пошлины, то, в соответствии со ст.333.18 НК, размер платежа уменьшится пропорционально количеству человек, освобожденных от уплаты.

Сроки регистрации права собственности

В соответствии с ФЗ, сроки регистрации права собственности ограничены одним месяцем с момента подачи документов. Однако для регистрации по Санкт-Петербургу предусмотрены сокращенные сроки в соответствии с Приказом УФРС № П/28 от 29.02.2012 г.:

  • 20 календарных дней для прав на основании договоров (дарения, мены, купли-продажи), свидетельств, соглашение, справок ЖСК;
  • 15 календарных дней для внесения изменений и выдачи повторного свидетельства;
  • 10 рабочих дней для регистрации прав на ФГОУ, ФГУП;
  • 5 рабочих дней для регистрации собственности ФФСРЖС.

В соответствии с Приказом УФРС от 11.03.2012 г., введены сокращенные сроки для регистрации ипотеки. Для жилых помещений срок составляет 5 раб. дней, ипотеки сооружений, зданий, земельных участков и нежилых помещений – 15 раб. дней. Исправить технические ошибки при регистрации УФРС обязан за 3 дня.

Недвижимость в Петербурге: аренда, продажа, цены
{Textstyle}Дизайн текста